Основная информация

Одним из самых ярких мест Северной Моравии является Оломоуц - одна из старейших резерваций памятников в Чехии.

Город Оломоуц находится в восточной части Чехии, в самом центре Моравии. Он привольно расположился на обоих берегах реки Моравы. В городе живёт около 100 тыс. местных жителей и более 10 тыс. студентов Университета Палацкого и других учебных заведений.

Оломоуц - один из красивейших старинных городов Чехии с богатой культурной жизнью: про него часто говорят, что это вторая Прага, только более тихая и спокойная. А за множество исторических памятников, находящихся в городе, его еще называют Ганацким Римом (Гана – регион в Моравии).

Город был основан в 1253 году, хотя история его заселения – значительно более древняя. Еще во II веке до н.э. на этом месте располагался лагерь римлян – это подтверждают многочисленные находки археологов.

В начале XI века на месте нынешнего Оломоуца был выстроен каменный град, где поселился первый моравский удельный князь Бржетислав и его преемники - их впоследствии сменили моравские маркграфы и чешские правители. Уже в XI веке поселение становится центром и церковной власти - с 1063 года Оломоуцкое епископство становится вторым после пражского в чешских землях, а в 1777 году оно получает статус Архиепископства.

С Оломоуцем связана судьба многих исторических личностей. В 1767 году, когда в Вене разразилась эпидемия оспы, в город приезжает семья Моцарта, которому в ту пору было 11 лет. Семья поселилась в местном постоялом дворе «У черного орла», а потом переехала в резиденцию настоятеля кафедрального собора Леопольда Антонина графа Подстатского. Хотя оломоуцкой публике не довелось услышать игру «необыкновенных детей», одно из произведений Вольфганга Амадея Моцарта оказалось связано с Оломоуцем – это 6-ая симфония F-dur, написанная во время пребывания юного композитора в городе.

В 1882 году в Оломоуце жил другой композитор, Густав Малер. С 12-го января по 18-ое марта он работал дирижером в Оломоуцком немецком городском театре (в настоящее время это Моравский театр на Горни площади). Вблизи площади находится дом «У золотой щуки», где композитор жил. В доме напротив сейчас расположено кафе «Mahler», а во времена, когда композитор жил в Оломоуце, там был ресторан «Голиаф», куда Малер часто захаживал с друзьями. Другое «малеровское» место находится на Риегровой улице в доме № 5/404 - бывшем городском доме с немецким казино, где Малер аккомпанировал на рояле при сольном исполнении песен.

Через Оломоуц проезжали Петр I и генерал Суворов, здесь же с 1794 года в так называемых Иезуитских казармах (в настоящее время это здание Военного административного архива на площади Республики) был заключен вместе с тремя бывшими депутатами французского законодательного собрания генерал Мари-Жозеф Лафайет. В ноябре того же года он единственный из всех государственных заключенных попытался совершить побег. Однако недалеко от Оломоуца его схватили и снова заточили в тюрьму. С октября 1795 года заключение Лафайета вместе с ним разделяла его жена Адриана и их две дочери. Из оломоуцкой ссылки семью Лафайета выпустили в 1797 году после заключения мира между Австрией и Францией в Кампо Форми.

Исторические памятники города:

Чумной столп Наисветлейшей Троицы (включён в список памятников ЮНЕСКО) - возведен в 1754 году. В опорной части колонны установлены 18 статуй, а верхнюю часть украшает изображение Бога Отца.. Колонна Святой Троицы считается самой высокой из подобных в Европе, ее высота - 35 метров.

Дворец Пржемысловичей

Дворец построен на Вацлавской возвышенности в XII веке представителями королевского рода Пржемысловичей. Сохранившиеся части строения относятся ко времени, когда дворец принадлежал оломоуцкому епископу Иржи Здику. В первой половине XII века по его приказу рядом с епископской базиликой был построен Епископский дворец, единственный в своем роде пример европейской жилой романской архитектуры. От дворца сохранилась западные и северные наружные стены. Двойные и тройные романские окна уникальны своим декором капителей и оконными арками.

В северной части дворца находится готическая часовня святого Иоанна Крестителя с настенными изображениями начала XVI столетия. В готической передней первой половины XIV столетия сохранилось много фресок конца XV века.

Ратуша с курантами в ренессансном стиле

Здание оломоуцкой ратуши, построенное в 1378 году на Горной площади, уже более шести столетий является символом Оломоуца. Строение состоит из четырех пролетов с внутренним двором посередине. Со стороны южного фасада выступает эркер готической часовни святого Иеронима, который богато украшен ажурными рисунками. В восточной части строения находится двойная лестница с ренессансной лоджией. В интерьере Ратуши сохранилось много первоначальных сводчатых комнат, включая церемониальный зал (сегодня Актовый зал). В часовне святого Иеронима можно увидеть уникальный кружевной купол.

Около башни ратуши в нише северного фасада, высота которой составляет 14 метров, находятся астрологические куранты – Орлой. Это 8 разных часов, которые показывают время, фазы Луны, дни недели и астрономический календарь. Куранты украшены мозаикой, изображающей вид работ, характерный для определенного месяца в году.

Епископский дворец

Оломоуцкий архиепископский дворец относится к выдающимся строениям раннего барокко в Моравии. Он был построен по проекту итальянского архитектора Филиберто Лучезе на месте старого ренессансного дворца в 1665-1685 годах. Здание состоит из семи двухэтажных крыльев, окружающих два внутренних прямоугольных двора. Длинный внешний фасад разделен на три портала. Внутри дворцовый характер строения подчеркивают массивная лестница и церемониальные залы. В интерьере дворца сохранились первоначальные барочные лепные украшения. Интересной достопримечательностью являются и сложно решенные двойные окна.

Храм св. Маврикия

Приходской костел святого Маврикия считается одним из самых ценных строений периода поздней готики в Моравии. Он был построен на месте старинного храма в 1412 году (о чем свидетельствует надпись на северной башне). В течение второй половины XV века был построен зал с тремя нефами и крестовыми сводами высотой 22 м. Пресвитерий с сетчатыми сводами был закончен в 1483 году. После 1500 года в западной части костела были возведены новые купольные своды и чрезвычайно интересная, с точки зрения архитектуры, двойная винтовая лестница. Готический этап строительства костела был завершен росписью в 1540 году.

В эпоху Возрождения в костеле проводились лишь небольшие изменения. Исключение составляет пристройка в 1572 году так называемой часовни Эдельмана. Костел несколько раз горел, поэтому в XVIII веке было создан новый интерьер в стиле барокко. Именно тогда было создано большинство алтарей, главный из которых украшен алтарным ковчегом второй половины XIX века.

Среди украшений костела есть настоящее сокровище - скульптурная группа «Христос на Оливковой горе» второй половины XV века в стиле поздней готики.

Орган, установленный в костеле святого Маврикия, - самый большой в центральной Европе и восьмой по величине в Европе. Его изготовил мастер Михаил Энглер, а в художественном оформлении приняли участие скульптор Филипп Саттлер и резчик Ян Йиржи Хук. К первоначальному барочному органу с тремя клавиатурами после реконструкции в 60-х годах ХХ века был добавлен дополнительный современный инструмент с пятью клавиатурами. Всего орган насчитывает 135 реестров и 10400 труб.

Монастырь Градицко

Современный монастырский ареал из-за его горизонтального размаха часто называют Ганацким Эскориалом (Гана – область в Моравии). Весь комплекс занимает площадь более одного гектара. Четырехпролетное строение прямоугольной формы с угловыми башнями и рвом разделено внутренним поперечным крылом на две части – конвент и прелатуру. Северная часть монастыря была построена в духе итальянского маньеризма, а здание прелатуры относится к стилю зрелого барокко. Монументальный фасад прелатуры украшен порталом с колоннами и балконом. В здании прелатуры находится церемониальный зал. В создании его убранства принял участие, помимо других известных мастеров, австрийский художник Пауль Трогер – в 1731 году он написал монументальную потолочную фреску на тему Чудотворного умножения хлебов. Фреску окружает рисунок Антонио Тасси. Не менее величественно лепное и художественное украшение свода монастырской библиотеки. Над ними в начале XVIII столетия работали итальянский художник Инноценцо Монти и скульптор Бальтазаре Фонтана.

Храм Девы Марии Снежной

Барочный костел является частью комплекса бывших иезуитских школьных зданий. Непосредственным предметом вдохновения для архитектора этого храма стал костел святого Микулаша на Малой Стране в Праге, который был закончен непосредственно перед началом оломоуцкого строительства. Ярким элементом фасада храма является монументальный портал с колоннами, балконом с балюстрадой и картушами с надписью IHS. Этот портал был создан оломоуцким мастером-каменщиком Вацлавом Рендером.

Интерьер костела богато украшен лепниной и росписями. На его своде есть настенный рисунок венского художника Карла Йозефа Харрингера, а между алтарными площадками двух часовен изображены сцены из жизни святого Франциска Кесарийского. Скульптуры для храма созданы в том числе оломоуцким скульптором Августином Яном Томасбергером и Яном Стурмером из прусского Краловца. Органы в храме созданы в первой половине 18 столетия Йоганном Готфридом Гальбихом.

Храм св. Михаила

Этот барочный храм возник в результате перестройки первоначально готического костела который в XIII веке построили доминиканцы. В сакристии костела сохранились своды первой половины XIII века. В прилегающей часовне святого Алексея сохранился готический портал, также готические своды сохранились в пресвитерии. Во время Тридцатилетней войны костел был сильно поврежден, поэтому в 1673-1699 годах была проведена его перестройка в стиле барокко по проекту императорского архитектора Джованни Пьетро Тенкалли. На заключительной стадии строительства в начале XVIII века в перестройке участвовал еще один известный итальянский архитектор - Доменико Мартинелли из Луки. Авторы проекта сохранили готическую башню. Зал с одним нефом и с часовнями, расположенными по сторонам, был богато украшен скульптурами и росписью. Фасад костела также украшают скульптуры - Сальватора и Девы Марии работы Ондржея Загнера 30-х годов XVIII века.

Кафедральный собор св. Вацлава

Кафедральный собор св. Вацлава имеет двушпилевый фасад. Его третья, южная башня, высотой 100,65 м – самая высокая костельная башня в Моравии (и вторая по высоте во всей Чехии). Готические колонны костела относятся к XIII веку, а просторная пресвитерия 35x23 м создана в стиле раннего барокко. Правда в конце XIX столетия она была переделана в стиле новой готики, так же как и весь собор и его интерьеры. Под пресвитерией находится склеп, в который ведут две боковые лестницы. В южной части - вход в часовню святого Станислава. С обеих сторон около входа расположены надгробные доски конца XVI - начала XVII веков. У одной из колонн находится гробница с останками святого Иоанна Саркандера (канонизированного Папой Иоанном Павлом II в 1995 году). В соборе также находится дароносица, богато украшенная бриллиантами.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв